Так выглядит демократия

В день, когда началась оккупация Уолл-стрит, мне особенно запомнился один выкрик из толпы: “Так выглядит демократия!” Эти три простых слова ясно показали, что стоит за этой акцией.

Я бывал на протестах и митингах. Они все были шумом и недовольством, которые ничего не обозначали: заведенная толпа, которая орет про какой-то вопрос, похлопывает друг друг по спине за то, что пришли, и никогда не добивается ничего, кроме как раздражения со стороны тех, против кого протест направлен, и несочувствующих прохожих. Но, когда я увидел изначальный призыв оккупировать нижний Манхеттен от Adbusters, то я понял, что это будет не просто протест

Все началось в Боулинг-грин парке со стандартного собрания недовольных с плакатами в руках, кричащих слогоны и вещяя вдохновляющие речи черз мегафоны со ступенек. Два с половиной часа силы и энергии, и если бы это был обычный протест, то все бы затем рассосалось и эта энергия бы осталась без цели и выхода. Но оккупация Уолл-стрит никогда не была протестом. Это была ассамблея.

Мы набрались инерции от слоганов и криков, собрали ее воедино и пошли в парк Цукотти неподалеку, устроив общую ассамблею людей. Все собрались вокруг в этой небольшой площади, разбились на группы и говорили. Мы говорили о том, почему мы сердиты на наше правительство и на финансовые индустрии, которые коррумпировали правителство. Мы обсуждали то, как мы видели решение всех этих проблем, и то, что мы собирались требовать от власть имущих до того, как закончим оккупацию.

Позже вечером все группы собрались в большую массу, для дискуссии, которой способствовали – но не руководили – несколько добровольцев. Мы общались странной системой “народного мегафона” по принципу фраза-ответ – говорящих произносил предложение и затем рядом стоящие повторяли его громко, чтобы все могли слышать. Говорили по очереди, выдвигали предложения, а добровольцы иногда проводили быстрый опрос мнения, чтобы видеть, к чему склонялась группа.

За один день конеснсус был достигнут только по вопросам логистики: где спать той ночью, где взять еду и одеяла на всех, итд. Идеологическия цель все еще была широким спектром призывов к экономической справедливости. Но тот факт, что мы – активная, учавствующая группа граждан Соеденинных Штатов Апатии – вообще предприняли этот превый шаг и собрались вместе в публичном месте для проведения такой дискуссии, было переломным событием.

Это не был политический форум, который организовала и финансировала некая партия. Это было собрание людей, которые больше не хотели просто быть налогоплателщиками и голосующими, а хотели быть гражданами. Подтверждение того, что не достаточно поставить отметку в бюллетене и думать, что все будеть хорошо. И основываясь на этой идее – что люди, а не деньги и коррупция, должны управлять обществом – в нижнем Манхеттене собрался рой, чтобы это стало реальностью. Мы оторвались от компьютеров и вышли на улицу, чтобы случилась настоящая демократия.

Это все еще продолжается. Беспроядочно, хаотично, иногда кажется бесполезным, но всегда дает силу. Так выглядит демократия: рой людей, которые собрались вместе надолго и работают на создание лучшего мира.

arrow